муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования - гимназия № 30"  
                                                            город Тула
  • Театральная студия "Пчёлка"

    Мы живем в странном обществе. С одной стороны, нам долгие годы прививали мысль, что развитие человеческой жизни возможно только в коллективе, где каждый должен думать прежде о других, а потом о себе; что индивидуализм – это нечто буржуазное, сродни эгоизму и себялюбию. А, с другой стороны, с развитием рыночных отношений, стала все больше и больше развиваться и пропагандироваться другая идея: помни о своей выгоде, делай так, как лучше для тебя, т.е. получается, что эгоизм – это основа всеобщего благополучия.

    Человек (в школе это ученик) стоит перед выбором: что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Жизнь для себя или для других? Выбор для него очень сложен. Ребенок порой не знает и даже не понимает, что от него хотят преподаватели (ведь все дети пришли из разных семей, впитав, или, наоборот, отрицая родительскую модель жизни). Ему не менее сложно, чем родителям, учителям и воспитателям, которые тоже стоят перед выбором: как привести ребенка к «большой жизни»? Силой убеждения, внушением, словом, личным примером и терпением – это долгий и тяжкий путь. А, может, силой своего авторитета, кнутом и окриком – путь быстрый, результат сиюминутный. Что подарить ему как основу счастья?

    Голый технический путь к коллективизму ( без четкой мотивации, а просто потому, что так надо) привел к развитию потребительства, перерастающего в эгоизм, к жизни только ради материальных благ, вещественного насыщения, которым заменили жизнь духовную и творческую. Парадокс, но идея «для других лучше, чем для себя» привела к развитию одного из самых низменных явлений – к «халяве», а не к увеличению счастливых людей.

    Данная программа позволяет вернуть детям и их родителям жизнь, наполненную творчеством и приблизиться не только к понятию «счастье», но и стать счастливым.

    Она направлена на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие умений самостоятельно строить свою жизнь, адаптироваться к социальным условиям, быть активной личностью, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, развитие мотивации личности ребенка к познанию, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, формирование человека и гражданина, духовно-нравственной личности, профилактику асоциального поведения, укрепление психического и физического здоровья детей, развитие взаимопонимания и дружбы родителей и детей.

    Отличительная особенность этой программы в том, что она побуждает человека к размышлению, созиданию и творчеству. Побуждает быть счастливым.

    СЧАСТЛИВЫЙ человек. Что вложить в это слово «счастливый»?

    Счастливый – это человек свободный, разумный и активный. Человек должен принять на себя ответственность за самого себя, он не должен быть успокоенным своей судьбой. Только активность, неуспокоенность является тем самым двигателем, который заставляет человека жить плодотворно, раскрывая свои внутренние силы. Человек никогда не переставал и не перестанет стремиться к созиданию и творчеству, потому что созидательность, плодотворность – это источник силы, свободы и счастья. Потребность творить у человека не иссякнет так же, как потребность ходить, дышать и т.д.

    Театральное объединение – это дом, где найдется место и дело по душе любому ребенку и подростку. Занятия в театральном объединении способствуют внешней и внутренней социализации ребёнка, то есть помогают ему легко входить в коллективную работу, вырабатывают чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой.

    Занятия театральным творчеством активизируют и развивают интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления.

    Театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше.

    Но главное - театр, как коллективное искусство, приучает ребёнка к совместной продуктивной творческой деятельности, острая нехватка которой особенно стала ощущаться с внедрением в нашу жизнь компьютерных игр и всевозможной «виртуальной реальности», а также видеопродукции.

    При этом театральная   деятельность подразумевает не только актёрское творчество, но и навыки самого разнообразного труда: пошив костюмов, рисование декораций и афиш, изготовление бутафории, умение обращаться с электроаппаратурой, навыки организационной и административной деятельности. В театре могут найти и реализовать себя дети, ориентированные на самые разные виды деятельности.

    Получается  «счастливый круг» - развитие, плодотворное развитие личности, ее индивидуальных качеств возможно только в коллективе единомышленников, которые добровольно собрались вместе и выбрали для себя стиль общения – уважение к жизни, счастье и любовь; и, помня, что «быть живым» – это быть активным и деятельным.

    Ребенок–актер открывает для себя целый мир новых ощущений, делает массу выводов, становясь толерантным по отношению к окружающим, начинает понимать их мотивы и поступки.

    Театр становится воспитательным пространством и для зрителя, и для актера. Ребенок-актер учится побеждать смущение, активно выражать жизненную позицию, учиться внутренней дисциплине, сдерживанию эмоций, становится убедителен в диалоге, у него развивается фантазия, память, коммуникативные способности, и даже если из него не выйдет профессионального актера, из него выйдет гармонично развитая личность.

     Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность.

     Программа разработана с учетом Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 года, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования. СанПин 2.4.4.1251-03». (Приложение «Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля»).

    При разработке программы были использованы учебно-методические пособия З.В.Григорьевой, Н.Ф. Сорокиной, П.М Ершова, Ю.Мочалова, М.Давыдовой в которых рассматриваются вопросы организации театра в общеобразовательной школе, а также программа «Театр, Где Играют Дети. (ТеГИД)» Сиваченко О. А.

    Изучены современные образовательные технологии системно-деятельностного подхода в дополнительном образовании, такие , как: технология обучения в сотрудничестве. Автор: Р. Славин; Игровые технологии. Л.С.Выготского, Технология   разноуровневой дифференциации обучения - Авторы: В.В. Фирсов, Н.П. Гузик; Культурно воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей. Закатова И.Н.

    Программа составлена с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения разнообразных видов деятельности и форм общения, обеспечивающих рост творческого потенциала детей и их познавательных мотивов.

    Новизна данной рабочей программы определена Федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

    Отличительными особенностями являются:

    1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
    2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
    3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
    4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
    5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.

    Данная программа является адаптированной, при разработке её учитывался опыт различных образовательных объединений и театральных студий. В основе программы лежит система обучения актерскому мастерству, заложенная К.С. Станиславским и развитая его учениками и последователями. Также в программу включены элементы современных методик и тренингов, применяемых в различных странах. Принципиальным отличием программы является разделение всего курса обучения на СТУПЕНИ.

    Содержание СТУПЕНЕЙ не является тематическим планом программы,   это попытка структурировать то большое количество информации, понятий, умений, необходимые современным детям для занятий театральным искусством в условиях занятий в системе дополнительного образования.

    ПЕРВАЯ ступень вводит ребенка в мир театра, знакомит с его традициями, историей и жизнью, а также даёт первые навыки актёрского мастерства. ВТОРАЯ ступень подразумевает чисто актерские задачи, то есть создание и прокат спектаклей, участие в концертных программах, рассчитанных на зрителей. Участие в различных театральных фестивалях.

    Так как  гимназия № 30 «французская», то на последней ступени ставятся спектакли в старшей студии "Образ"/"Obraz" не только на русском, но и на французском языке. Это требует особенной собранности и организованности от ребят. В круг  театрального общения попали и педагоги французского языка. Эта работа помогает детям понимать тонкости французского языка и получать радость от данной работы.

    Редкое в практике детских театральных студий направление ТРЕТЬЕЙ ступени в старшей группе "Образ"/"Obraz" нацелено на изучение и применение на практике всего того, что творится за кулисами театра и того, чему обучались ребята все три ступени.

    Содержание всех трёх ступеней присутствует в программах всех лет обучения, но количество занятий по темам распределяется неравномерно и изменяется в зависимости от года обучения. Для групп 1-2 года обучения (театральная студия "Пчёлка") преобладают развивающие составляющие данной программы, для групп 3-5 лет (театральная студия "Образ"/"Obraz") - обучающие.

    Данная программа направлена на воспитание не профессионала, а любителя театра в лучшем понимании этого слова.

    Основной принцип программы – мы не воспитываем актёров и не готовим детей в творческие ВУЗы. Отличительная особенность этой программы в том, что она побуждает человека к размышлению, созиданию и творчеству. Побуждает быть счастливым и деятельным.

    Филиппова Ольга Викторовна.
    Педагог дополнительного образования

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie